Ганеша
- пузатое божество с головой слона, его могут изображать желтого
или красного цвета, с четырьмя, или более, до десяти, руками. Ганеша
передвигается верхом на крысе, держа в руках веревку, топор, ананас
или блюдо со сладостями. Его четвертая рука застыла в благославляющем
жесте. Считается, что своим топором Ганеша отсекает у своих последователей
мирские привязанности, а с помощью веревки тащит их к правде.
Сын
Шивы, Ганеша является в современной Индии одним из самых почитаемых
божеств. Ему поклоняются перед любым начинанием, в начале любого
обряда или перед путешествием. Наделеный благородством и нежной
душой, Ганеша считается также богом мудрости. Его изображения можно
найти практически в каждом индийском доме, а также на окраине всех
деревень, поскольку Ганеши считают божеством-охранителем.
Ганеша
покровительствует брахмачаринам, ученикам, познающим премудрости
науки и живущим без семьи, в доме наставника. Есть несколько легенд
о рождении Ганеши. Согласно одной из них, супруга Шивы, богиня Парвати,
сотворила его из продуктов деятельности своего тела, чтобы он охранял
вход в ее дом. Когда Ганеша отказался впустить в дом к Парвати Шиву,
разгневанный бог отрубил ему голову. Увидев же горе Парвати, Шива
смягчился и пообещал отдать Ганеше голову первого попадущегося ему
навстречу существа. Первым Шиве встретился слон.
По
другой легенде, Шива сотворил Ганешу из кусочков собственных одежд,
поскольку хотел подарить Парвати сына. Впоследствии Шива же оказался
повинен в смерти Ганеши - в гневе он отсек сыну голову. Желая искупить
свою вину перед Парвати, Шива обратился к богам с мольбой помочь
ему отыскать для сына новую голову. После долгих споров и поисков,
боги решили отдать Ганеше голову слона, однако, пока они отделяли
ее от туловища животного, один из бивней сломался. С тех пор Ганеши
часто изображают со сломанным бивнем.
Образ
Ганеши очень символичен: он тучен, поскольку вмещает в себя всю
Вселенную, своим мощным телом он способен смести на своем пути все
препятствия, его ездовая крыса так мала и ловка, что ради достижения
религиозных целей может пробраться даже в самое узкое отверстие.
Воплощения
Ганеши. Согласно Ганеша-Пуране, у этого божества есть четыре воплощения.
Одно
из них, Махакота Винаяка, представляет его десятируким, верхом на
льве, источающим ослепительное сияние. Другое, Шри Мауреш - прекрасно
сложенное божество с семью руками, разъезжающее на павлине. Шри
Гаджаяна темно-красный, у него четыре руки, и он передвигается верхом
на мыши. Шри Дхумракету дымчато-серое двурукое божество, чье ездовое
животное - лошадь.
По
другой классификации Ганеше приписывается восемь воплощений. Это
передвигающийся на слоне Вакратунда, ездящие на мыше Екаданта, Маходара,
Гаджаяна и Ламбодара, оседлавший павлина Виката, возлежащий на царе
змей Шеше Виджняраджа, а также очень похожий на Шиву Дхумра-варна.
Кроме
этих общепринятых воплощений, Ганеше приписывают еще тридцать две
инкарнации. Наиболее популярны среди них устранитель препятствий
Вигхнеш, однозубый Екаданта, любитель сладостей Модакаприя и носящий
голову небожителя-ганы Ганапати. Наиболее устрашающее воплощение
Ганеши - Винаяка, в генве насылающий на людей несчастья, безумие
и гибель.
Праздник
Ганеша-чатуртхи. Этот праздник считается Днем рождения Ганеши и
широко отмечается в августе-сентябре по всей Индии, а с особенной
пышностью в штате Махараштра. В каждом доме помещают большое, достигающее
иногда 8-ми метров, глиняное изображение Ганеши, которому поклоняются
от двух до десяти дней, после чего идола выносят из дома и топят
в озере или море. В качестве подношений идолу предлагают кокосовые
орехи и сладости. Почитателям Ганеши запрешается на протяжении всего
праздника смотреть на луну, поскольку считается, что однажды она
оскорбила бога. Символическое значение этого запрета в том, что
и сам Ганеша избегает даже зрительного контакта с людьми, не верящими
в бога.
(http://www.gang.ru/book_gods.php3)
ГАНЕША
(санскр. – «Предводитель группы»), поздний по времени формирования
(не ранее середины I тысячелетию н.э.), но исключительно популярный
персонаж индуистской мифологии шиваитского круга.
В поздневедийский период эпитет «Ганапати» (тождественный по значению
«Ганеше») принадлежал изначально самому Рудре-Шиве как божеству,
неизменно окруженному свитой (Тайттирия-самхита). В эпической и
пуранической мифологии Ганеша – сын Шивы и Парвати, представляемый
в виде плотного человечка с большим шарообразным животом, четырьмя
руками и слоновьей головой с одним бивнем. Легенды вокруг имени
Ганеши можно считать «комментариями» к этой наружности. Слоновья
голова объясняется в Пуранах двояким образом. По одной из версий,
на празднестве в честь рождения Ганеши забыли пригласить одно недоброе
божество, которое из мести испепелило голову новорожденного. Брахма
посоветовал Парвати заменить ее головой первого существа, которое
ей встретится, и им оказался слон. Другое объяснение состояло в
том, что Парвати слепила из глины человечка и, омыв его в водах
Ганга, поставила стражем перед своими покоями, а когда новый страж
преградил туда путь самому Шиве, гневливый бог отрубил ему голову
и, увидев отчаяние супруги, обещал приставить к туловищу Ганеши
голову первого встречного существа, которым оказался слон. Индологи
видят в этих легендах отражение архаического культа слона, приспособленного
к шиваитской мифологии. Два объяснения были предложены индийскими
мифотворцами и для объяснения того, почему у слоноголового человечка
только один бивень. Согласно одному из них, он лишился одного бивня
за добросовестное исполнение своих обязанностей сторожа, не пустив
на сей раз брахмана Парашураму (одна из аватар Вишну) в покои Шивы;
Парашурама, который вообще ни с кем не церемонился, отсек ему один
бивень своим топором. По другой легенде, Ганеша сам использовал
один бивень в качестве оружия, отломив его и поразив великана Гаджамукху
(«Слоноволикий» – снова «слоновый мир»), который превратился после
этого в крысу, ставшую впоследствии ездовым животным (вахана) Ганеши.
Хотя
Ганеша – предводитель низшего пантеона в услужении Шивы, он почитается
прежде всего как божество мудрости, бизнеса и устранения препятствий.
Эти же функции выполняют обе его жены – Буддхи («Разум») и Сиддхи
(«Успех»). Ганешу призывали и призывают до сих пор в помощь при
каждом начинании, с обращения к нему начинаются многие санскритские
сочинения (ему посвящена и отдельная Ганеша-пурана). Изображения
и храмы Ганеши исключительно популярны, особенно на юге Индии. В
многочисленных храмах, посвященных Ганеше, особо отмечается четвертый
день светлой половины месяца – чатуртти, а в месяце бхадра (август-сентябрь)
в Махараштре праздник Ганеши отмечают в течение десяти дней.
(http://www.krugosvet.ru/articles/80/1008010/1008010a1.htm)
День
Рождения Ганеша.
Ганеша - щедрый бог мудрости, и Ганеш Чатуртхи празднуется в его
честь в штатах Махараштра, Тамил Наду, Карнатака, Андра Прадеш и
многих других частях Индии.
В
одном Бомбее возведено было более 6000 статуй. Высотой до 10 метров,
эти статуи пронесут на украшенных носилках, некоторые - установлены
на углах улиц и в домах.
В
этот день запрещено смотреть на Луну, поскольку Луна смеялась над
Ганешем, когда он упал со своего верхового животного, "ездовой
крысы".
Фестиваль
дарит индусам чувство единства и возрождает их патриотический дух
и веру. Фестиваль настолько популярен, что в Бомбее приготовления
начались за несколько месяцев. Фигурки были установлены заранее,
к ним подведено освещение и пространство вокруг было художественно
оформлено.
Празднования
продлятся в течение 7-10 дней.
В
последний день, посвященный слоноголовому богу, тысячи процессий
сойдутся на побережье Мумбаи, чтобы погрузить святых идолов в море.
В Хайдерабаде фигурки будут опущены в Хуссейн Сагар, озеро, соединяющее
город с Секундерабадом.
С
погружением скульптур под пение "Ganesh Maharaj Ki Jai!"
и "Ganpati bappa morya", фестиваль закончится просьбами
к Ганешу, чтобы он возвратился в следующем году.
(http://www.india.ru/lenta/archive/arch_2000/01_09-1.shtml)
Елена КОТЕНКОВА
МЫШИ
И КРЫСЫ –
ГЕРОИ ФАНТАСТИЧЕСКИХ ИСТОРИЙ И ЛЕГЕНД
Крысы и мыши – древнейшие спутники человека. Сейчас мы не можем
точно сказать, когда эти зверьки перешли к синантропному образу
жизни (сожительству с человеком) и начали досаждать людям своим
присутствием. Как отмечает немецкий исследователь К.Е. Килер, собравший
много старинных литературных источников, в которых упоминаются мыши,
слово "мышь" существует в древнейших языках: в латинском
"mus" или "mys". Интересно, что слово "mush",
обозначающее в санскрите мышь, близко к слову "воровать".
Можно предположить, что уже в те далекие времена люди были хорошо
знакомыми с повадками этих грызунов, а сами мыши прочно обосновались
в жилищах человека, то есть выражаясь научным языком, вели синантропный
образ жизни. Вероятно, и тогда жизнь рядом с людьми давала синантропным
домовым мышам целый ряд преимуществ: зверьки были в изобилии снабжены
кормом и надежно защищены от большинства хищников, а люди еще не
придумали тех изощренных методов борьбы с грызунами, которые есть
в нашем распоряжении на сегодняшний день. Только кошки и ласки истребляли
надоедливых нахлебников в поселениях человека. В одной из древнейших
легенд, дошедших до нас из Зороастра, говорится, что луна преследует
облака, как кошка охотится на мышей.
Крысы
и мыши были многочисленны в разных городах древнего мира. В фольклоре
тех времен немало забавных историй об этих грызунах и их злейших
врагах –кошках и ласках. Для жителей Египта мыши – олицетворение
зла. Эти настырные зверьки были бичом древнего государства. Основным
богатсвом Египта в ту пору было зерно, которое держали в зернохранилищах.
Уберечь его от прожорливых мышей не могла никакая охрана. В борьбу
включились кошки. Именно благодаря мышам кошки были возведены в
ранг священных животных. Их обожествление относится примерно к 2900-м
годам до н.э. Кошка была посвящена одной из главных богинь Египта
–Бубастис, имела специальные храмы; убийство кошки, даже невольное,
каралось смертью; умерших кошек мумифицировали и хоронили на кладбищах.
Изображения и фигурки крыс и мышей в искусстве египтян редки, что
скорее всего, служит отражением их неприязненного отношения к этим
зверькам. В Британском музее хранится одна из уцелевших до наших
дней фигурок мыши. В сатирическом папирусе, относящемся к 1580-1205
гг до н.э., есть изображение крысы или мыши в королевской мантии,
которой прислуживает кошка.
Древние
иудеи считали мышей одной из разновидностей нечистой силы. В Левите
(третья книга Ветхого завета) говорится, что тот, кто дотронется
до погибшей мыши, сам станет "нечистым".
В
античной культуре –мышь символ слабости и ничтожества, но вместе
с тем и силы, порожденной неприметной разрушительной работой.
Как
точно отражает это характер отношений, сложившихся между человеком
и мышью! Вспомним известную басню Эзопа о мыше и льве: царь зверей,
попав в сети охотнков, вынужден признать превосходство над собой
крошечного зверька, перегрызшего сети и освободившего его из плена.
Впрочем, и по сей день, несмотря на бесспорные успехи научного знания,
мы вынуждены делить и стол, и кров с плодовитыми грызунами.
Не
во всех древних культурах мыши были олицетворением зла. В одной
из легенд Гомера упоминается бог мышей Апполон. Критяне поклонялись
мышам, избавивишим их от захватчиков. Высадившись на берегу, завоеватели
хотели основать на острове колонию. Жители Крита дали им решительный
отпор, причем они одержали победу благодаря мышиному богу Аполлону,
который приказал зверькам подгрызть кожу на ремнях щитов их врагов.
Интересно упоминание о том, что некоторые из этих мышей были белыми.
Культ бога мышей распространился во многие города древней Эллады,
в том числе Афины. Особенно популярным мышиный бог был во времена
Александра Великого (300 лет до н.э.). О белых мышах упоминает Аристотель.
Сохранились сведения, что таких зверьков содержали во многих храмах.
У Плиния мы находим сообщение о том, что белых мышей использовали
авгуры (прорицатели). Он пишет: "Дольки и сегменты их печени
и кишок увеличиваются или уменьшаются в соответствии с днями возраста
луны".
У
Гомера есть история "Битва лягушек и мышей", действие
которой происходит в Ионии около 750 лет до н.э. Эта легенда перекочевала
в Европу, где была популярна в эпоху раннего христианства под несколько
изменённым названием "Битва ласок и мышей". К.У. Килер
высказывает предположение, что в ней рассказывается о битве между
ласками и черными крысами, проникшими в то время на Европейский
континент. Следует отметить, что в литературных источниках далеко
не всегда ясно, идет ли речь о домовых мышах или черных и серых
крысах, так как последних нередко тоже называли мышами. Аристотель
пишет (300 г. до н.э.), что мыши самозарождаются в домах и на кораблях
от грязи. Гораций (65-68 гг. до н.э.) описывает хорошо известную
в наши дни историю о том, как деревенская мышь пришла в гости к
своей городской кузине. Плиний в труде "Естественная история"
дает классификацию различных видов мышей, присваивая домовой название
"musculus", сохранившееся за ней в современной научной
литературе.
В
христианской Европе крысы и мыши приобрели дурную славу. Считалось,
что эти грызуны состоят в тесной связи с ведьмами и колдунами. По
непонятным причинам ни в чем неповинных зверьков обвиняли в таких
страшных грехах, как сластолюбие и чувственность. Нередко верующие
тайком пытались проследить за их колдовскими и сластолюбивыми действиями.
Столь дурной репутацией грызуны обязаны древним философам: нидерландский
гуманист Эразм Роттердамский, обвиняя их в похотливости, лишь повторяет
мнение Диогена. В древнегреческих драмах мыши –олицетворение чувственности
и вожделения. В Британском музее хранится бронзовая статуэтка с
Иконии: мышь закрывает мордочку маской силена –существа, бывшего
символом сластолюбия в культе Диониса и изображавшегося в виде человека
с лошадиным хвостом.
Широко
распространенные в средневековье версии о происхождении мышиного
племени также заимствованы у древних греков и римлян. Согласно одной
из них однажды древние люди стали свидетелями жуткой сцены: земля
начала вздыматься, а горы пришли в движение. Вероятно, Титаны затеяли
войну с богами. Из трещин в земле в большом количестве появились
мыши, которые окружили людей. Плутарх (46-120 гг. н.э.) считал,
что зачатие происходит у мышей, когда они лижут соль. Он повторяет
версию Аристотеля, который верил не только в столь своеоб разную
разновидность партеногенеза (размножение без оплодотворения), присущую
этим зверькам, но и утверждал, что однажды таким способом появидись
на свет 120 детенышей. В средние века (1697 г.) Каспар Скот вслед
за Аристотелем повторяет, что многие низкоорганизованные животные,
в том числе и мыши, могут зарождаться из различных весьма малопривлекательных
субстанций.
Несмотря
на это, а вероятно, как раз в силу сомнительных связей мышей с богами
и обитателями подземного царства в Древней Греции, Риме и средневековой
Европе верили в способность этих грызунов излечивать человеческие
недуги. Гиппократ (300 г.н.э.) пишет, что непроверял, подобно его
коллегам, свойства мышиной крови для сведения бородавок, так как
обладает магическим камнем, помогающем от этого заболевания. Средневековые
лекари пользовали своих пациентов, смешивая мышиную кровь с другими,
не менее своеобразными инградиентами: с молоком женщины –от катаракты,
с мочой собаки –от бородавок. Мышей перестали использовать в медицинских
целях лишь в конце XVII столетия.
Двойственное
отношение к мышам остается в силе в прошлом веке и сохраняется до
наших дней. С одной стороны, эти грызуны, причиняющие вред людям,
вызывают неприязнь, с другой –маленькие серые зверьки нередко выступают
в баснях и сказках как забавные, нередко положительные персонажи.
У Г.Х. Андерсена в сказке "Оле-Лукойе" мыши приглашают
мальчика Яльмара на мышиную свадьбу. В сказке Льюиса Кэрролла "Алиса
в стране чудес" героиня плавает вместе с мышью в луже из собственных
слез и ведет с ней беседу, а венгерский писатель Иштван Фекете в
повести "Цин-ни" рассказывает о приключениях мышонка.
Цин-ни (так звали героя повести ) вызывает у окружающих людей симпатию:"Они
сразу же полюбили Цин-ни.
–Чем
не чудо,-шепотом восхищался почмейстер. –Мышь, а до чего храбрая..."
Из
древних легенд и басен в современные детские стихи и сказки перекочевали
хитрые предприимчивые мыши, обманывающие котов. Не менее популярны
фигурки, детские игрушки, брошки, изображающие мышей. Нередко этих
зверьков можно увидеть на значках, марках, открытках. Коллекция
изображений мышей, собранная сотрудниками Черноголовской экспериментальной
базы Института эволюционной морфологии и экологии животных им. А.Н.Северцова
РАН, насчитывает около 100 различных экспонатов.
Если
к мышам далеко не все испытывают неприязненные чувства, то трудно
назвать другое животное, к которому люди относились бы с таким удивительным
единодушием, как к крысам: у большинства эти грызуны вызывают омерзение
и брезгливость. Это отношение к крысам уходит корнями в глубокую
древность, когда их появление в городах и деревнях часто сопровождалось
эпидемиями чумы. Бессилие людей перед "черной смертью"
порождало суеверные представления о могуществе крыс и вызывало страх
перед этими грызунами. Не последнюю роль сыграл и внешний вид этих
зверьков. Почему-то особенно не нравятся их длинный голый, покрытый
жесткими волосками хвост и заостренная морда с маленькими "крысиными"
глазками. Даже натуралисты и естествоиспытатели воспринимают крыс
как малопривлекательных животных и иногда наделяют их сверхъестественными
способностями.
В
рассказе "Война в лесном болоте" (который по содержанию
перекликается с древней легендой "Война ласок и мышей")
Ф. Марз пишет:"Никогда еще ничьи глаза –такие маленькие к тому
же –не выражали столько злобы, столько хитрости, столько холодной
жестокости и такое нахальное, грубое сознание своей силы, как зеленоватые
глаза этой исполинской крысы". В сборнике "Крысы. Необычайные
рассказы из жизни крыс", который вышел в начале века в серии
"Лики звериные",
Эти
грызуны выступают как ловкие, злые сообразительные животные. В рассказе
"Слепые крысы" Ф. Марз описывает жизнь гоызунов в большой
усадьбе, где хозяева затеяли с ними борьбу. После гибели нескольких
зверьков от мышьяка полчища крыс по команде вожака устремляются
прочь из усадьбы. Автор приписывает крысам способность вести беседы
на своем крысином языке, помогать сородичам, попавшим в беду.
Издавна
встречу с крысой считали плохим предзнаменованием, а сам зверек
выступал символом коварства, низости и злобы. Предчувствие надвигающейся
неприятности связано у гоголевского городничего с нехорошим сном,
в котором ему привиделись "какие-то две необыкновенные крысы:
пришли, понюхали и пошли прочь." Фантазия человека наделила
этих зверьков мистической способностью превращаться в людей.
В
рассказе А.С. Грина "Крысолов" главный герой сталкивается
с такой способностью крыс, которые чуть было не заманили его в смертельную
ловушку, являясь ему то в образе маленького мальчика, то любимой
девушки. Когда он, наконец, попадает к Крысолову, тот зачитывает
ему отрывок из средневековой немецкой книги Эрт Эртруса "Кладовая
крысиного короля": "Пусть за меня скажет вам кое-что об
этих вещах Эрт Эртрус. Крысолов вышел и принес старую книгу в кожаном
переплете с красным обрезом.Вот место, над которым вы можете смеяться
или задуматься –как угодно... Коварное и мрачное существо это владеет
силами человеческого ума. Оно также обладает тайнами подземелий,
где прячется. В его власти изменять свой вид, являясь как человек,
с руками и ногами, в одежде, имея лицо, глаза,подобные человеческим
и даже не уступаюшие человеку, –как его полный, хотя и не настоящий
образ. Крысы могут также причинять неизлечимую болезнь, пользуясь
для того средствами, доступными только им. Им благоприятствуют мор,
голод, война, наводнение и нашествие. Тогда они собираются под знаком
таинственных превращений, действуя, как люди, и ты будешь говорить
с ними, не зная, кто это. Они крадут и продают с пользой, удивительной
для честного труженика, и обманывают блеском своих одежд и мягкостью
речи. Они убивают и жгут, мошенничают и подстерегают; окружают роскошью,
едят и пьют довольно и имет все в изобилии. Золото и серебро есть
их любимейшая добыча, а также драгоценные камни, которым отведены
хранилища под землей.
–Но
довольно читать, –сказал Крысолов, –и вы, конечно, догадываетесь,
почему я перевел именно это место. Вы были окружены крысами".
У
знаменитого немецкоггог поэта Генриха Гейне в басне "Бродячие
крысы" эти зверьки олицетворяют собой голодных бедняков. Черные
силы в волшебной сказке Г.Х. Гофмана "Щелкунчик" выступают
в виде многоголового "крысиного короля" и его хвостатой
рати, а приключения Буратино начинаются с неприятной встречи со
злобной крысой Шушарой.
Художник
Флавицкий мастерски подчеркнул жестокость палачей княжны Таракановой,
изобразив молодую красивую женщину в сумрачном подземелье наедине
с крысами. Не менее ужасны и отвратительны питающиеся человеческим
мясом крысы в жутких рассказах Эдгара По. Но это вымысел, а вот
достоверные факты. Архивные материалы о Коражанской, Никольской
и других башнях Соловецкого монастыря подтверждают, что узники жестоко
страдали от крыс. Профессор Г.Г. Фурманов, историк, сообщает:"Заключение
в земляную тюрьму считалось самым тяжким наказанием. Трудно представить
себе большее варварство, чем то, когда человека, закованного в "железа",
"навечно" опускала в вырытый в земле темный и сырой погреб.
В земляных тюрьмах во множестве водились крысы, которые нередко
нападали на беззащитных арестантов. Известны случаи, когда они объедали
нос и уши у колодников. Давать же несчастным что-либо для защиты
строго запрещалось. Один караульный был нещадно бит за то, что нарушил
это правило и выдал "вору и бунтовщику" Ивашке Салтыкову
палку для обороны от крыс".
И
в наши дни нечасто встретишь людей, относяшихся к крысам с симпатией.
Недоброжелательное отношение к крысам достигает апогея в поэме известного
поэта Е. Евтушенко "Фуку", где эти грызуны превращаются
в символ голода и атомной войны. В лирической части поэмы рождается
причудливый образ:
Брюхо
набили крысы-ракеты
Хлебом
голодных детишек планеты.
И
здесь же мы читаем такие строки, рисующие жуткие картины из жизни
бедняков:
О,
как страшны колыбельные песни
В стенках из ящиков с надписью "Пэпси",
Там, где крадется за крысою крыса
В горло младенцу голодному вгрызться
И пиночетовские их усики
Так и трепещут: "Вкусненько, вкусненько ..."
Вырисовывается
образ злобных, жестоких, выносливых мерзких тварей, которые приносят
беды и несчастья человеческому роду.
И
лишь у жителей Востока усатый крысиный профиль не вызывает отвращения
и содрогания. Согласно древнему гороскопу, каждый двенадцатый год
считается годом Крысы (или Мыши, сейчас трудно с уверенностью сказать,
кого именно имели в виду древние жители Востока). Причем Крыса открывает
двенадцатилетний цикл восточного календаря.
Почему
же такая честь выпала столь малопривлекательному животному? Если
верить легенде, возглавить таблицу символов могло любое животное,
которое откликнулось бы на призыв Будды посетить его и выразить
ему свое уважение в первый день Нового года. Лишь двенадцать животных
засвидетельствовали почтение Будде. Самой расторопной оказалась
крыса, которая пришла первой. По японским повериям (они повторяют
древние индийские и китайские источники), крыса на редкость удачливый
и добропорядочный зверек. Символы знака "крысы" – богатство,
преуспевание, процветание. По мнению японцев, эти зверьки приносят
счастье, так как поселяются только в домах зажиточных людей. "Хотите
разбогатеть – пригласите крысу", – советует японская мудрость.
В
индуизме уважение к крысе столь велико, что существует даже храм,
где все создано для этих грызунов и они живут там в изобилии. Храм
этот посвящен богине земледелия – Карани Мата и находится в штате
Раджастхан в Индии, в небольшом местечке Дэшлот, расположенном в
пустыне. Согласно легенде, одну из фигурок, изображающую богиню,
крысы унесли и оставили на холме в пустыне, где и был возведен храм.
А сама Карани Мата относилась к крысам с большим почтением и подарила
богу учености Ганеше крысу, которому та служила верой и правдой.
Храм кишит крысами. Если посетитель случайно раздавит зверька, ему
придется отлить его из золота или серебра и поставить в храм. Считается,
что если вам повстречается в храме белая крыса, то вам повезет в
жизни, так как в образе белой крысы на землю нисходит сама богиня
Карани Мата.
Где
же правда, а где вымысел в многочисленных легендах о крысах? Почему
у одних народов они вызывают отвращение и брезгливость, а другие
им поклоняются?
Сразу
отметим, что не надо верить, если вы где-нибудь прочитаете, даже
в очень авторитетном издании, что крысы едят целлофановые пакеты
или что в метро (где крысы действительно живут), появились крысы-мутанты
гигантских размеров. А вот легенда о крысином короле имеет под собой
вполне реальные факты. "Крысиным королем" называют большое
скопление крыс, которые крепко сцеплены друг с другом хвостами.
Вокруг этого загадочного явления возникло много фантастических историй.
Согласно одной из них, в таком скоплении над всеми крысами доминирует
огромных размеров "крыса-король". В другой рассказывается,
что эта огромная малоподвижная масса крыс – объект заботы других
сородичей, а стало быть, крысы, входящие в ее состав, живут по-королевски.
На самом же деле хвосты этих животных часто изогнуты под углом,
поранены, кончики хвостов сухие и омертвевшие и, что совсем уж недостойно
королевского сана, перепутаны с такими малопривлекательными субствратами,
как грязь и гнездовой материал. Упоминания о "крысином короле"
начиная со средних веков встречаются в литературе по крайней мере
тридцать семь раз, главным образом в немецких источниках. Возможно,
крысы, спутанные хвостами, – явление не столь уж редкое, но в силу
своей малой подвижности такие животные должны быстро становиться
жертвой хищников. Чаще всего "крысиный король" встречается
у черных крыс (в средней полосе в домах и на помойках живут в основном
серые крысы), но животные со спутанными хвостами отмечались и у
других крыс рода Rattus, а однажды в зоопарке обнаружили спутанных
хвостами каролинских белок. В такую группу входят от трех до тридцати
двух животных, чаще всего двенадцать-шестнадцать. "Крысиный
король" описан из Франции, Голландии, Швейцарии, Явы и Южной
Африки. Часто группу сцепленных хвостами крыс образуют зверьки одного
возраста. Отсюда возникло предположение, что происходят эти животные
из одного выводка. Но известны случаи, когда "крысиный король"
состоял из разновозрастных зверьков. Версии, объясняющие происхождение
"крысиного короля", весьма разнообразны: крысы скучиваются
вместе в зимнее время (действительно, "крысиных королей"
находили, как правило, зимой), чтобы служить гнездом для детенышей
и предотвратить замерзание хвостов. А вот другая версия: чесотка
заставляет крыс тереться хвостами, в результате чего они запутываются.
Сцепление возникает, когда молодые зверьки играют друг с другом
в таком месте, где есть липкое вещество (разлитый клей, замазка,
краска и т.д.) и постепенно склеиваются хвостами. На наш взглад
все эти версии кажутся малоубедительными. Мы наблюдали, так сказать,
"мышиного короля" в лаборатории. Его образовали самцы
мышей, причем это были подчиненные зверьки ( в группах мышей и крыс
есть самцы-доминанты, т.е. самые сильные, которые могут поколотить
любого другого, и подчиненные зверьки), хвосты которых сильно пострадали
от укусов доминантов. Жили зверьки в одном гнезде и в один прекрасные
день сплелись друг с другом хвостами, которые были облеплены присохшей
ватой и гнездовым материалом. Получился у нас в лаборатории и "крысиный
король" из черных крыс. Правда, "королевская фамилия"
была совсем небольшой и состояла всего из трех зверьков. А дело
было так.
Выводок
из четырех молодых крыс жил в сравнительно небольшой сдвоенной клетке.
В одной части гнездо, в другой – кормушка и поилка. Между ними проход,
в который одновременно может пролезть только один зверек. Так как
клетки долго не чистили, то не заметили, что корм,который насыпают
в кормушку, остается почти нетронутым, а крысы при испуге, забиваясь
в угол, пищат, чего обычно не бывает с черными крысами. Затем обнаружили,
что погибла одна крыса. Когда ее стали вынимать, то увидели, что
две другие сцеплены с ней хвостами. Разъединить их не удалось –
настолько сильно хвосты слиплись между собой и с подстилкой. Ниже
и выше места сцепления они оказались покрыты коростой и гноились.
Хвосты пришлось ампутировать, но было поздно, так как зверьки были
настолько истощены, что вскоре погибли. Оставшаяся свободной крыса,
четвертая из этого выводка, увы, не кормила своих попавших в беду
собратьев, хотя корма было в избытке, а сами сцепленные хвостами
зверьки не могли пролезть через узкий проход к кормушке. Первое
время, видимо, хватало того, что они ранее случайно затащили в гнездо,
а затем животным грозила далеко не королевская смерть от голода.
Быть может, так и возникают "крысиные короли" в естественных
условиях.
Крысы
–животные очень сообразительные и любопытные. Они способны изобретать
весьма своеобразные способы, чтобы добраться, например, до корма.
Об одном таком совсем уж удивительном способе добывания пищи нам
рассказали на проходившей осенью 1987 г. Всесоюзной школе, посвященной
методам изучения серой крысы. Речь идет о пасюках (воторое название
серой крысы), научившихся доставать жидкую пищу из бутылок при помощи
собственного хвоста. Если говорить откровенно, мы слышали об этом
и раньше, но сильно сомневались в достоверности таких историй.Но
среди участников школы нашлись два специалиста, которые независимо
друг от друга проследили за поведением таких крыс. В первом случае
наблюдение было сделано в Красноярском крае О.А. Евдокимовой и её
коллегами: в застекленном ларьке, закрытом на обеденный перерыв,
они увидели серую крысу. Зверек сидел на краю ящика с бутылками
кефира, опуская хвост в ближайшую к нему бутылку, и, вынув его,
одним быстрым движением проводил ртом по хвосту, держа его передними
лапками. Потом крыса вновь опускала хвост в бутылку и опять проводила
по нему ртом. Эти действия она выполняла быстро, в одинаковой манере,
и уровень кефира уменьшался буквально на глазах. При этом пасюк
совершенно не реагировал на людей, наблюдавших за ним через стекло,
не обращал снимание на стук, когда они начали стучать в стекло,
пытаясь прогнать его.
Второй
случай – о нём рассказала врач Е.П. Селькова – произошёл на одном
из старых молочных заводов Риги. Здесь по утрам стали обнаруживать
ящики с кефиром, приготовленные к отправке, в которых часть бутылок
оказывалась со снятыми крышками и неполными. Было организовано ночное
дежурство в цехе, где стояла готовая к отправке продукция. Дежурные
увидели примерно ту же картину, которую мы только что описали: виновниками
оказались несколько крыс, пробравшихся в цех и освоивших этот необычный
способ добывния пищи.
Можно
было бы рассказывать ещё много удивительных историй про крыс и мышей.
В течение тысячелетий они живут рядом с нами и научились избегать
капканов, ловушек, ядовитых приманок, а люди в своих рассказах ещё
и приукрасили их и без того удивительные "умственные"
способности, наделив их и даром волшебства.
Е.В.
Котенкова, доктор биол. наук
Тел.
(095) 401-71-08
У
автора продаётся книга (популярная) “О крысах и мышах” Е.В. Котенкова,
Н.Н. Мешковат, М.И. Шутова Изд-во “Эребус”, 1999 г, в которой можно
найти много интересных сведений о жизни крыс и мышей. Цена – 30
руб.
(http://www.liter.net/act/6-2000/1108gryzun/text/Kotenkova/mythology.html)
|